
Вот ходим мы в школу, ходим, и.. платим и платим. Понемногу и побольше, совсем чуть-чуть и чуточку больше, но периодически, всегда сдаем на что-нибудь. Покупаем часть учебников, рабочие тетради, туалетную бумагу, мыло, воду в кулер, и сам кулер, и подставку под кулер, и на ремонт унитазов и раковин сдаем, и на шторы, и на проектор, и на школьную доску и т.д. и т.п. Конечно, добровольно. А ещё дарим подарки классному руководителю на День Рождения, на Новый Год, на День Учителя, на окончание учебного года, на 8 Марта, а также порою и другим учителям. Вот такой примерный список, может что и подзабыл, но чем дальше, тем больше всё это стало выходить, на мой взгляд, за рамки разумного.
Но вот это, то самое «за рамки разумного выходящее» и сподвигло, собственно, меня на написание этой статьи, где мне захотелось поделиться своими мыслями и взглядами на эту неприятную цепочку: школа — учитель — родители, ученик — поборы.
Итак, почему школа хочет помощи от родителей? Школа или не справляется, или не хочет справляться, напрягаться и решать проблемы, или хочет получить больше. Истину искать не будем, лишь зафиксируем этот факт: школа использует помощь родителей. Ведь нас же просят помочь с ремонтом, верно? Верно. Вот лично нас даже сроками пугали, мол, завтра класс сдавать директору, а у вас не готово. У нас? А я-то, наивный, думал, что это у школы класс не готов к учебному году. А оказывается-то это я виноват! Вот так вот.
Помощь школе - это хорошо, но добровольна ли она? Конечно, да, чеки-то нам не выдают. Только немало тех родителей, кто не желает её оказывать, но под влиянием определенных факторов всё же в этом участвует. Не припомню ни одного собеседника кто бы искренне радовался сбору денег на нужды школы. И распространенные варианты отношений к этому:
- ведь для своих деток, ладно, не жалко,
- или это просто копейки, почему бы и нет,
- или, ладно, сдам как все, некогда вникать,
- или попробуй-ка переспорь родительский актив, лучше сдам.
И таким образом, имеем абсолютную добровольность на бумаге, но принуждение по факту. Вот если вам скажут, что в школе всё есть и ничего не нужно, а вы захотите сделать ещё лучше, вот тогда вы настоящий доброволец, и честь вам, и хвала! Но, в основном, не так, а собирают деньги, обосновывая это необходимостью.
Что ж, идем дальше, на кого перекладывается эта обязанность по сбору денег? На учителей, как правило, на классных руководителей. Понятно, чаще всего, сам учитель денег в руках и не держит, он задает направление, каким должен быть результат: например, что из канцтоваров нужно, какой ремонт требуется и т.п.
Рад ли учитель? Ох, вряд ли, мерзкая эта обязанность. Как спросить с родителей то, что должна предоставлять школа? Но школа-то не дает, со своего кармана платить? Напряжно. Воевать за справедливость? Так ещё и уволят, и нервы не железные. Вот врач не собирает денег на ремонт с больных, магазин не собирает денег на ремонт с покупателей, а школа собирает каждый год и вынуждает учителя принимать в этом участие.
И вот, несмотря на равенство учителя и родителя, в том смысле, что ни один из них не должен тратить свои деньги на нужды школы, учитель всё же часто делегирует эту обязанность родителям. И родители, конечно, принимают эту «почетную» обязанность. Тем более, всегда найдется родительский актив, который захочет сделать в 2-3 раза больше, чем требуется, и своей активной позицией добровольно принудит весь класс сдать деньги в обязательном порядке. Но взаимоотношения родителей оставим в стороне, а обратим своё внимание на ещё одну, неупомянутую ранее причину того, почему родителям трудно противостоять поборам.
Дело в том, что многие просто не хотят идти против учителя, исходя из желания не навредить, не подвести, и опасаясь, что это отразится на их детях. Мы боимся пойти против учителя/школы и не отваживаемся высказать, что на самом деле думаем по поводу многих моментов, в том числе и касающихся финансовых вопросов. А вдруг учитель будет относится плохо к моему ребенку? Да, возможно. И выпускные классы только усиливают это чувство. И в этом есть разумное зерно, очень разумное зерно, лучше просто потерпеть, подарить всем подарки, которые заказали и школа, и учителя. И уйти в новую жизнь, помянув недобрым словом всё то, с чем вы были не согласны, но на что пошли ради собственного спокойствия и комфорта своего ребенка.
И вот мы боимся потерять расположение учителя, а что мы можем потерять? Вдумайтесь, что может воспитать учитель в детях, который боится, перекладывает проблемы на родителей и отыгрывается на нелюбимчиках? Думается, ничего хорошего. Так что и терять нечего, точнее, вы уже потеряли, отдав ребенка такому педагогу. И разве после выражения родителем своего мнения учитель превратится в монстра? Нет, конечно. А если это так, то он и до этого был монстром, был им всегда. Сильным или безвольным, но в любом случае аморальным. Чему он может научить? Быть профессионалом — возможно, быть человеком — нет.
А ведь учитель должен учить детей быть честными и справедливыми. Но справедливо ли и честно поступает сам учитель, например, перекладывая бремя поборов с себя на родителей?
Учитель должен учить детей знать и отстаивать свои права, свое мнение. Но отстаивает ли свои права учитель в отношении к нему школы, имеет ли свое мнение? К сожалению, редко, или система давит, или мнение «не выросло».
И вот как относиться к человеку, слова которого расходятся с делами, к тому, кто учит других, но сам не подает пример?
Но зато подарки всем, всем, всем. А вот так задумаешься, а за что? И нет ответа. А ведь благодарить хочется за что-то.
Прислано для раздела Мнения
Позиция редакции может не совпадать с позицией автора